Татьяна Викторовна Караваева, Ольга Альбертовна Спадабаева,
педагоги дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» - курс «Любимые страницы», 2 класс
Тема :Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Тип занятия : знакомство с русской народной сказкой
Технология : ИКТ, обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии
Цели:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
- продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок
- развивать у учащихся умение анализировать прочитанное, пользоваться текстом сказки для выбора ответа
- развивать воображение, фантазию, речь учащихся
- воспитывать интерес и любовь к чтению
Задачи:
- организовать деятельность учащихся при знакомстве с русской народной сказкой
- способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу
Оборудование:
Для учителя:
- презентация к уроку PowerPoint
- выставка книг, рисунков
Для учеников:
- тетрадь по «Любимым страницам»
- книги с текстом русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Планируемые результаты обучения:
Предметные
- познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»;
- продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок;
- уметь давать оценку поступкам героев сказки;
- развивать умение анализировать прочитанное, пользуясь текстом сказки для выбора ответа
Метапредметные
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- работа с текстом: понимать прочитанное, уметь анализировать, систематизировать, представлять различными способами;
- осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения заданий учителя;
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Личностные
- осознать значимость изучения предмета;
- развивать речь учащихся;
- проявлять интерес к чтению у учащихся;
- развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
- Орг.момент (проверка готовности уч-ся к уроку)
- Особенности волшебных сказок (закрепление знаний)
Какие особенности волшебных сказок вы знаете?
ЧУДЕСА
ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ
ЗАКЛИНАНИЯ, ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
3 Проверка домашнего задания
Подготовь краткий пересказ сказки «По щучьему веленью» по плану
Придумай и запиши в тетрадь три желания для щуки.
4 Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебными сказками.
Сказка, которую мы сегодня будем читать, анализировать называется «Царевна-лягушка»
5. Знакомство со сказкой (чтение сказки учителем и подготовленными уч-ся)
6. Работа над содержанием сказки (анализ)
- Понравилась ли вам сказка?
- К какому виду сказок она относится?
- Докажите пользуясь текстом сказки, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка?
- волшебный сюжет
- превращение Василисы Премудрой
- выполнение заданий царя
- волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы)
- чудесные помощники
- волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный)
- Почему сказка названа «Царевна-лягушка»?
- Назовите главных героев сказки.
- Что вы можете рассказать о царевне-лягушке?
- Какой предстала Царевна-лягушка в сказке?
- Почему Василису называют Премудрой?
Анализ 1 части сказки. Сватовство царевичей.
- Прочитайте, с какого события начинается сказка?
- Могло ли такое быть на самом деле?
- Что является вымыслом в этой сказке?
ВЫМЫСЕЛ
Вымысел – то, что создано воображением, фантазией; выдумка, ложь.
-В каких словах, выражениях сказки появляется волшебство, загадочность, сказочность?
- в некотором царстве, в некотором государстве..;
- … где стрела упадёт, там и сватайтесь;…
- …полетела стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка…
-Кому из братьев оказалась труднее всего? Почему?
- Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?
- Почему он хотел отступиться от своей находки, бежать? (Внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. «Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют?»)
- Что же всё-таки заставило Ивана-царевича изменить своё отношение к лягушке?
(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, желание узнать, что будет дальше)
- С какого момента начались страдания Ивана?
К вымыслу относятся чудеса, которые происходят в сказке.
- Какие чудеса происходят в сказке, благодаря волшебному умению царевны-лягушки?
- Лягушка-квакушка подхватила стрелу Ивана-царевича и заговорила с ним;
- Лягушка сбрасывает свою кожу и превращается в девицу Василису Премудрую;
- «Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - поплыли лебеди белые»;
- Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и улетела в окно.
Анализ 2 части сказки. Первое испытание. Выпечка хлеба за одну ночь.
- Какие чувства охватили Царевну-лягушку, в тот момент, когда возвратился Иван-царевич от царя?
- Какие черты характера героини открылись в этом эпизоде?
- Какими необыкновенными достоинствами обладала Царевна-лягушка?
(Ласковой речью старалась успокоить мужа. Слова её задушевны и теплы. «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать»… Ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, а сама тем временем думает, как выполнить приказ царя. От царевича эту мысль утаивает - мудрая)
- Как народ называет Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)
- Прочитайте отрывок-описание труда царевны.
- Можно ли сказать, что Василиса Премудрая была чудесной супругой? Почему?
ЧУДЕСНАЯ СУПРУГА
- Какие задания ей пришлось выполнять?
- Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?
- С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)
-Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
7. Физ. минутка
8. Работа над содержанием сказки (продолжение)
Анализ 3 части сказки. Второе испытание. Ковёр за одну ночь.
- Найдите и прочитайте, как трудились все три царевны над своими коврами. Сравните их работу.
(Василиса ткёт сама, за боярскую дочь и купеческую трудятся другие.)
- Какие новые черты характера вы разглядели в Василисе Премудрой? (трудолюбивая, всё делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз)
- Как относится к труду Василисы Иван-царевич? (1раз – «диву дался» -удивился, во 2 раз –«ахнул»)
Анализ 4 части сказки. Третье испытание. Царский пир.
- Как ведут себя старшие царевичи и их жёны до появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем)
- Что поразило всех в лягушонке в момент её прибытия на бал?
- Что заставляет повторять жён старших царевичей действия Василисы Премудрой? (противопоставлены ум и глупость, отрицательные качества – зависть)
- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (чтение отрывка – танец царевны-лягушки, радость для окружающих)
- Как поступил Иван-царевич, когда узнал, что его жена – красавица?
-Почему он поторопился спалить лягушачью кожу?
-Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и одновременно помогает советом, подсказывает, как теперь быть, что делать?
-Какой предстаёт перед нами Василиса Премудрая?
-Чем удивляет она нас?
В чём её истинная красота? (Василисе свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Её основная роль – быть помощницей своего мужа.)
Анализ 5 части сказки. Поиски и спасение Василисы Премудрой.
- Где и у кого должен был искать Василису Премудрую Иван-царевич?
- Что в этой сказке оказывается трудной задачей?
- Кто помогает ему её решить?
- На его пути встречаются чудесные помощники, которые помогают царевичу освободить Василису Премудрую.
ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ
- Перечисли помощников и скажи, как они помогали.(Серый волк, мудрый ворон, добрый заяц, быстрый конь.)
- Почему они помогали? (Иван добрый, бесстрашный, сильный, благородный, любит животных.)
- Какие чудеса происходили на пути Ивана?
-Какие волшебные слова, заклинания помогали Ивану выполнить приказ?
ЗАКЛИНАНИЯ
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
В волшебных сказках встречаются волшебные герои?
- Кого мы отнесем к этим героям? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)
- Обычно Баба Яга, Кощей Бессмертный вредят героям, пытаются их погубить.
А в нашей сказке кто из них помогает Ивану – царевичу? Почему? (Баба Яга)
- Как помогла Баба Яга Ивану – царевичу?
- Кощей Бессмертный наделён отрицательными качествами характера. В сказке говорится, что он бессмертен.
- Где была скрыта смерть Кощея?
- Как смог спасти Иван-царевич Василису Премудрую?
-В сказке многие события связаны с числом три. Найдите подтверждение в тексте. Прочитайте.
-Как называется такая особенность волшебных сказок?
ТРОЕКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
9. Итог анализа сказки
- Чем заканчивается сказка? (счастливый конец-Иван-царевич преодолевает все препятствия, при помощи чудесных помощников спасает Василису Премудрую)
- Как были наказаны, проучены злые жёны старших братьев за свои насмешки?
- Какой урок для себя вы извлекли из сказки? (Не следует судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, внутренним качествам….)
10.Домашнее задание
- Нарисовать рисунок к сказке «Царевна – лягушка»
- Подготовить к пересказу любой отрывок из сказки
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...