Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

О летних курсах, детях, учителе и... Гете

Татьяна Викторовна Караваева, Ольга Альбертовна Спадабаева,
педагоги дополнительного образования 

ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга 

О летних курсах, о детях, об учителе… и немножко Гете

 

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря Книге
Ричард Бах

 

Перечитывая конспекты занятий и лекций, листки рефлексии, мы почему-то вспомнили знаменитые слова Гете: «Суха, мой друг, теория везде, но древо жизни вечно зеленеет…». Причем понятия «сухая теория» и «вечнозеленое древо жизни» не показались нам такими уж антитетичными (или разноплановыми, или не показались антитезой?). Ведь чтобы построить дом, надо вначале все точно рассчитать, применить ту самую сухую теорию. А если имеешь дело с живой человеческой душой, душой ребенка? Вот уж где нужны отличные знания (разнообразные знания!) и умение с филигранной точностью применять их в педагогической деятельности. Ведь дом можно и перестроить, а человека…

Опять стало немного страшновато от ощущения ответственности профессии. И как хорошо, что рядом есть коллеги, с которыми каждый день советуешься, обсуждаешь непростые проблемы школьной жизни. И еще просто прекрасно, что есть такие курсы, которые придают чувство уверенности в том, что ты все делаешь правильно, и, главное, определяют направление, в котором следует двигаться дальше.

Рост педагогического мастерства учителя необходимый показатель качества его работы. Педагог должен знать учебный материал, владеть передовыми педагогическими технологиями, а также ориентироваться в науках, которые отражены в учебных предметах начальной школы, поэтому он должен постоянно обновлять знания, полученные в годы учебы, и получать новые. Одной из форм работы по повышению педагогического мастерства учителя является методическая работа. А другой формой курсы повышения квалификации. На методических объединениях и курсах педагоги знакомятся с новейшими исследованиями в области преподаваемых предметов, приемами работы, делятся опытом работы.

Быстро меняется время, и вместе с ним меняются наши дети: многие читают, имеют компьютер. Но даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Значение книги в жизни человека огромно. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать. И вот перед нами возникает вопрос. Как же привить любовь к чтению? На родительских собраниях мы пытаемся помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; знакомим родителей с результатом развития читательских умений учащихся класса. На родительских собраниях проводим анкету для родителей «Любит ли семья читать?»; рассказываем о правилах чтения для учащихся; рассказываем, как готовить домашнее задание по чтению; как обсуждать с ребёнком прочитанное; даём рекомендации для родителей по развитию читательского интереса; подводим анализ учебных достижений; даём рекомендации В.Н.Зайцевой по развитию техники чтения; проводим психолого-педагогическое просвещение, что не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу, наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

При поступлении в школу у детей уже сформировано представление о мире, который их окружает, они подготовлены информационно. И здесь очень важно уметь найти правильный подход к ним, чтобы суметь раскрыть их потенциальные возможности. Одинаково учить всех детей нельзя. Нужно учитывать их биологический возраст, психологические особенности, различия между девочками и мальчиками. Надо понимать, что строение головного мозга леворуких и праворуких детей различается « Левши – не такой уж и феномен: каждый шестой житель Земли предпочитает работать левой рукой. Если ваш ребёнок левша, считайте, что вам повезло: из таких людей вырастают специалисты – виртуозы». Педагогу нужно учитывать, где и в каких условиях воспитывается ребенок. Воспитание и образование неотделимы друг от друга. А хорошим результатом этого процесса будет успешное развитие способностей ребенка.

Много мыслей и чувств возникало во время занятий на курсах.

С удовлетворением отмечали, что многое из того, о чем рассказывали методисты и лекторы, чем делились коллеги, знакомо нам и это мы умеем использовать на уроках. Но даже и об этих, хорошо известных, формах и методах работы узнали много нового, хочется поскорее применить все это в работе с детьми. Очень интересны различные способы сочинения математических загадок и стихов, алгоритм списывания по Жедек П.С., алгоритм работы над ошибками, разные способы запоминания таблицы умножения, замечательный прием «Сказочные цифры», разные модели условий задач и др. Поняли, что необходимо чаще использовать технику чтения «про себя», чаще организовывать работу в группах и продумывать другие формы коммуникативной направленности на уроках, больше внимания уделять беседам и организации классных часов.

«Коммуникативная направленность на уроках русского языка», «Особенности современного математического образования», «Дифференциальный подход…» … Если бы третьеклассник прочитал эти ученые слова, он бы наверняка подумал: «При чем здесь я?» Где же понять малышу, что за этими скучными терминами стоят они, живые дети, за учеными словами – радости и горести учителя.

На уроках окружающего мира будем использовать прием кластеры или таблицу верных или неверных рассуждений (технология критического мышления). А в 3-4 классах проектную деятельность. Такой вид работы будет интересен детям и взрослым. Ребенок будет успешен и спокоен, если родители живут его интересами. Принимают участие в выполнении домашнего задания, участвуют в детских праздниках, играх, соревнованиях, конкурсах, эстафетах, экскурсиях и т.д.

Очень интересной и полезной оказалась лекция по нейрофизиологии младших школьников. Левополушарные и правополушарные, левши и правши, мальчики и девочки – сколько особенностей развития детей, как много всего надо учитывать! И это не говоря уже о возрастных особенностях!

Главная задача на новый учебный год - создание такой психологической обстановки, при которой ребенок с удовольствием будет ходить в школу.

Что же такое современный урок в начальной школе? Совершенствование обучения и воспитания школьников, усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения на основе разнообразия программ и государственного стандарта; освоение и внедрение передовых технологий обучения; развитие творческой активности. Современный стандарт образования предполагает различные УМК. Очень важно, чтобы учитель сумел правильно выбрать нужный комплект. Обязательным является и самообразование педагога, овладение современными технологиями. Во время занятий в АППО мы узнали много важного и полезного, что поможет нам в дальнейшей работе.

Многому должны мы научить детей, и одним из самых важных аспектов обучения должно быть, несомненно, развитие у них критического мышления. Умение самостоятельно, критически мыслить – требование сегодняшнего времени. На занятии по современным технологиям (технология развития критического мышления) мы узнали о таких приемах работы, как синквейн, кластеры, прием 6 «w», дерево предсказаний, таблица тонких и толстых вопросов, таксономия Блума, прием «Двухчастный дневник» и др. Наши занятия в группах помогли освоить эти приемы на практике, понять методику их проведения. Очень хочется использовать все это на уроках.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт – то, к чему идет современная школа. А пути достижения стандарта многообразны, часто вовсе не стандартны, как не стандартны дети и мы, учителя. Высокий профессионализм, эмоциональность, серьезную заинтересованность в работе – все это мы ощутили на занятиях и со стороны лекторов и методистов, и со стороны коллег. И не могут и не должны быть сухими и скучными все теории, все знания, связанные со школой, потому что школа – это дети, это то самое вечнозеленое древо жизни, это то, ради чего делается все хорошее. 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56