Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

Музыкальное образование в гимназии

Жанна Александровна Журавлева, 
педагог дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга

Система музыкального образования в Гимназии № 56 и её роль в выявлении и развитии музыкально-одаренных детей

 

Выявление музыкально одаренных детей начинается с прослушивания, которое проводится на первых занятиях в каждом классе, а особенно тщательно проводится прослушивание новых детей в переходных классах – при переходе из подготовительного в младший хор, затем в средний и в старший.

В подготовительном и младшем хоре я прошу ребёнка повторить за мной несколько несложных попевок для определения готовности к интонированию. Некоторые дети, не имевшие никакого певческого опыта, не могут проинтонировать даже простейшие попевки. В этом случае мы путешествуем с голосом ребенка в мир низких и высоких звуков. (Покажем с тобой, как взлетает самолёт, как пищит мышонок и т.п.). Часто ребенок, просто не знавший возможностей своего голоса, начинает чисто интонировать.

Если я не наблюдаю эмоционального отклика на музыку, то спрашиваю, есть ли у ребенка желание петь. Бывают случаи, когда ребенок категорически не хочет этого делать. Причиной могут быть зажатость и стеснение, боязнь спеть неправильно, плохо (часто таким детям кто-то уже говорил, что они плохо поют, а может быть, даже смеялись над ними).

А возможно и сформированное в семье негативное отношение к академическому пению, к хоровой деятельности, даже среди способных детей, что особенно печально. С такими детьми тоже нужно работать, только особенно бережно и мудро. Не показывать свою заинтересованность в них («Нет, ты будешь петь, раз у тебя есть слух и голос»), а дать им возможность выбора, но задержать на несколько занятий, где попытаться увлечь, заинтересовать, спев что-нибудь красивое, показав увлеченных и хорошо поющих детей.

Часто такие ребята остаются в хоре, а мнение родителей мы стараемся изменить, пригласив их на ближайший концерт.

Дети, которые в ходе прослушивания распределяются в хоровой класс, в дальнейшем на уроках:

  • изучают нотную грамоту и элементарную теорию музыки, чтобы петь по хоровым партитурам;
  • развивают свой музыкальный слух и музыкально-ритмические способности;
  • развивают вокальные данные, овладевают искусством академического пения;
  • знакомятся с русским и зарубежным музыкальным наследием на основе разнопланового репертуара;
  • формируют умение свободно держаться на сцене, музыкальность и артистизм.

Всех детей, приходящих в хоровой класс, я считаю музыкально одаренными от природы в большей или меньшей степени. Важнейшая задача – раскрыть и развить этот потенциал – решается различными средствами:

Комфортная среда. Раздельное обучение мальчиков и девочек зачастую решает проблему стеснительных детей. Доброжелательное, дружеское отношение в коллективе, культивируемое руководителем.

  • Создание атмосферы успешности каждого члена коллектива.
  • Создание атмосферы совместного творчества, в которое дети вовлечены наравне с руководителем. Сотрудничество наиболее успешных хористов с руководителем. (Я поручаю способным детям разучивать партии с другими детьми, проводить распевание хора, назначаю руководителей каждой хоровой партии в многоголосии).
  • Создание интереса к занятиям в коллективе, что достигается путем подбора репертуара, подходящего по возрасту и вызывающего у детей эмоциональный отклик.

Часто я стараюсь оживить и театрализовать хоровой репертуар, вводя по возможности сценические движения, театральные и танцевальные, если они обоснованы содержанием произведения. (М. Дунаевский «33 коровы», Д. Жученко «Дорожная песенка», Юргенштейн «Принцесса карнавала», Г. Носов «Плясовая», А. Кальварский «Веселый пудель», Н. Карш «Страшилка», М. Минков «Старый рояль» и др.)

Подобный синтез искусств помогает детям раскрыться с артистической стороны, полнее передать эмоциональное содержание песни, а также, что очень важно во время концерта, снимает скованность и напряженность на сцене.

Также необходима продуманная система концертно-фестивальной деятельности. Это, безусловно, является лучшим стимулом для развития всего коллектива и каждого ребенка в частности. В условиях концертной деятельности лучше всего воспитывается чувство коллективизма, ответственности за коллектив, совместное преодоление трудностей и совместная радость от успехов. Для способных детей это возможность проявить себя не только в хоре, но и в сольных партиях, заслужив уважение коллектива, внимание слушателей и такие долгожданные аплодисменты! 

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56