Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

Новый раздел сайта:

Методический навигатор        Перейти

Xpert Tabs (2)

От уроков литературного чтения к творчеству школьников

Наталья Александровна КРЕМНЁВА, учитель начальных классов высшей категории,
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ».
ОТ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

-

237431ef9

В настоящее время наблюдается тенденция падения интереса к чтению у молодого поколения. Подобная картина обусловлена не только отсутствием желания у ребят образовываться, но и трудностями, которые они испытывают, когда встречают объемные печатные тексты. 

Живя в век цифровых технологий и мелькающих картинок, учителя обрели невероятно важную миссию – научить детей читать и получать от этого искреннее удовольствие.

Причиной появления нашей методической разработки, направленной на воспитание в младшем школьнике любви к книгам, является тот факт, что привычки необходимо формировать в юном возрасте для того, чтобы они остались с человеком надолго. Поскольку чтение является обязательным компонентом практически любой образовательной и познавательной деятельности, полученный навык окажется незаменимым в дальнейшей жизни ребенка.

Методическая разработка «Чтение с увлечением. От уроков литературного чтения к литературному творчеству младших школьников» служит помощником для учителей начальных классов, которые хотят повысить уровень читательских компетенций своих учеников и превратить уроки чтения и развития речи в интересные, интерактивные мероприятия, которые запомнятся детям надолго.

С помощью данной методической разработки в учебный процесс интегрируется игровой формат, который мобилизует учеников и мотивирует их читать больше, чаще и с желанием. Как известно, человеческая память работает ассоциативно, а также запоминает самые яркие события жизни. Именно поэтому «Чтение с увлечением» призвано заряжать каждого ребенка положительными эмоциями, которые он в дальнейшем будет связывать с книгами.

Безусловно, в процессе приобщения к чтению у младших школьников обогатится словарный запас, повысится уровень полезных знаний, сформируются навыки чтения и оперативного усвоения информации, улучшится долгосрочная память, а также появятся правильные ценностные установки личности и эмпирический опыт.

Сегодня, когда перед обществом остро стоит проблема детского чтения, нам удалось найти один из способов её решения - это реализация учебного проекта «От уроков литературного чтения к литературному творчеству младших школьников». Данный проект существует в КАЧЕСТВЕ МОДУЛЯ общешкольного инновационного полипроекта «Чтение с увлечением», разработанного коллективом педагогов ГБОУ «Академическая гимназия №56» (полипроект (авторский коллектив) стал победителем ряда профессиональных конкурсов всероссийского и регионального уровней; опыт полипроекта (в том числе и разработанный нами модуль) используется в десятках ОУ России и в русскоязычных школах ближнего зарубежья). Проект (наш модуль) позволяет через совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров двигаться к решению вышеизложенной проблемы, значимой как для отдельно взятого учителя, так и для школы и общества в целом.

Для наших учеников проект - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Этот вид деятельности позволяет ребёнку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, применить свои знания, показать достигнутый результат. А для учителя проект - это инновационное дидактическое средство, которое позволяет развивать такие навыки проектирования, как постановка проблемы, определение цели, планирование деятельности, поиск информации, исследовательская и творческая работа, рефлексия и презентация. Предлагаемый нами проект (модуль) направлен на формирование устойчивого интереса к чтению, расширение читательского кругозора, воспитание эстетического вкуса и литературного чутья.      

Суть проекта (модуля) заключается в том, что каждый ребенок вовлекается в работу по созданию своего небольшого литературного произведения. Чтобы достичь положительного результата, на уроках литературного и внеклассного чтения мы проводим тщательный анализ изучаемых литературных произведений, дифференцируя их по возрасту и читательскому опыту детей, выявляем жанровые особенности текста, исследуем биографии авторов, уделяем внимание расширению словарного запаса детей.                                                    

Рассмотрим этапы работы. Например, в ходе изучения юмористических произведений изначально определяется круг детей, готовых самостоятельно или в группе попробовать свои силы в написании произведения этого жанра.

Следующим обязательным этапом являются индивидуальные консультации, которые проводит учитель. Параллельно ведётся корректирование и редактирование пробного варианта текста. В процессе всей работы важную роль играет создание комфортной среды для творчества, поддержка индивидуальных способностей и поощрение желания ребёнка довести работу до конца.        

На заключительном этапе прорабатываются различные формы оформления и презентация литературного проекта.

Проделанная работа помогает нашим детям представлять результаты проекта в виде публикаций в детских изданиях, участвовать в литературных конкурсах городского и всероссийского уровней. Также это могут быть индивидуальные детские проекты и проекты творческих групп в рамках уроков чтения.                                                   

Критерием эффективности реализации проекта является повышение интереса детей к чтению, желание создавать собственные литературные произведения.                               

Мы считаем, что проект универсален и может быть реализован среди детей с разным читательским опытом и уровнем подготовки, а в дальнейшем иметь преемственность в средней и старшей школе, где ученики будут открывать для себя новые книги, новых авторов и новые творческие возможности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Добавить комментарий
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56