Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Обучение письменной речи в 5-7 классах

Лариса Анатольевна ДЕЕВА, Ирина Георгиевна НАЗАРОВА,
учителя английского языка ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

-

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-Х, 6-Х И 7-Х КЛАССАХ
(Методическое пособие)

-

Обучение письменной английской речи в Гимназии 56

Пояснительная записка

Общая характеристика учебной ситуации относительно навыка письма

Работая в средней школе с учениками 5-7 классов, мы столкнулись со следующей проблемой: наши ученики имеют серьёзные сложности в формировании навыка письма. Причём, речь идёт о ребятах, мотивированных учится. Значит, причина тому не в отсутствии интереса и прилежания у учеников, а в объективных трудностях, которые возникают при формировании у ребят навыка письменной речи.

Исследуя эту проблему, мы нашли подтверждение своим предположениям. Ситуация развивалась по классическому сценарию. Ребята, в целом, неплохо справляются с репродуктивными навыками (чтение, аудирование), но испытывают значительное затруднение, если задание связано с написанием письма (открытки, короткого рассказа) или подготовкой устного сообщения (монолога) или беседы (диалога). Как известно, письмо и говорение – это продуктивная речевая деятельность, и она объективно сложнее, чем репродуктивная.

Этот факт, к сожалению, неизбежен в большинстве случаев и закономерен, т.к. продуктивные виды речевой деятельности предъявляют ученику владение несколькими навыками одновременно. При написании письма или попытке говорить в рамках предложенного контекста, ученик должен удержать в фокусе несколько навыков, без которых письмо и говорение попросту теряют смысл:

  • умение концентрироваться на цели
  • умение учитывать предложенные обстоятельства при написании письма или подготовке к устному сообщению.
  • умение применять изученные грамматические правила, структуры и конструкции
  • владение лексикой в предлагаемом объёме
  • умение произнести звуки правильно, и сохранить при этом нужную интонацию
  • умение следовать логике изложения в стремлении быть понятым верно.

Что касается формирования навыка устной речи – здесь удачно корректируют ситуацию наши сборники с устными темами, бренд нашей гимназии. Однако, проблема формирования навыка письма требовала найти путь её решения.

Способ решения проблемы

Летом в 2013 году МО средней школы приняло решение разработать методическое пособие для формирования навыка письма у учащихся 5-7 классов. Тому способствовала учебная ситуация в средней школе – новый учебник Challengesбыл взят в дополнение к основному курсу изучения английского языка. Таким образом, наличие методического пособия, разработанного на базе УМК Challenges, могло бы существенно помочь как учителям, так и ученикам. Причём это пособие должно отвечать следующим требованиям:

  1. Простота и удобство в использовании всеми учителями во всех группах, со всеми детьми.
  2. Чёткий и понятный формат, приближающий ребят к формату личного письма (ОГЭ, ЕГЭ).
  3. Единство критериев в оценивании письменных работ.

Разработчики приняли решение отойти от жёсткого формата ОГЭ и ЕГЭ относительно объёма письма. Наша задача – научить писать личное письмо, следуя логике этого формата. На этапе обучения иностранному языку в средней школе, подсчёт слов и стремление любым способом попасть в требуемый размер, могут, скорее, навредить. Составители данного пособия учли психологические особенности возраста, искреннюю заинтересованность у многих ребят новым видом деятельности или же страх у неуверенных учеников. Поэтому объём письма может варьироваться от небольшого, до внушительного, в зависимости от способностей и писательского таланта автора (ученика).

-

Рекомендуемые этапы работы

Следует учитывать, что с помощью данного пособия можно и учить писать письмо и контролировать результат. Необходимо проводить этот тип сложный вид работы на сдвоенных занятиях, где у ребят будет возможность погружения в процесс написания письма.

Учитель, в свою очередь, имеет возможность снять все возможные сложности и обсудить детали (помочь) индивидуально каждому.

1 этап. Чтение письма-стимула вслух, обязательно с переводом на русский язык.

2 этап. Обсуждение задания

3 этап. Совместное изучение и обсуждение предложенного плана написания письма.

4 этап. Написание письма. Дети работают в индивидуальном режиме. Результат (письмо) важно сдать в этот же день учителю. Иначе объективность результата оказывается под сомнением.

В дальнейшем, когда ребята усвоят принцип написания письма, учитель может дать им возможность работать индивидуально, в своём режиме. Однако, это целиком зависит от учебной ситуации, уровня группы и отдельных учеников.

Использование учебников при написании письма

Использование учебников при написании письма – тоже на усмотрение учителя. Если помимо всего есть цель - контроль знания лексики наизусть, её правописание и применение, то в этом случае учебниками (словарями и прочими записями) пользоваться нельзя.

Если же цель – научить писать письмо и проконтролировать результат, учебники и словари разрешаются.

Типы письменных работ и формируемые навыки

За курс изучения английского языка ребята учатся писать не только письма другу, но и рассказы, ревю фильмов и книг, что отвечает требованиям ФГОС.

При системной работе с данным пособием у учеников формируются следующие навыки:

  • описание человека (места, события, фотографии, погоды, итд.)
  • описание своего отношения к человеку (событию, фильму, итд.)
  • умение принять предложение или отказать, с объяснением причины
  • умение рассказать о своих планах
  • умение запросить информацию и расспросить о чём-либо
  • умение грамотно и логично писать личное письмо, на основе усвоенного лексико-грамматического материала

Оценивание письма

Письмо оценивается по двум критериям: содержание и грамотность, что справедливо.

-

Смотреть

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По развитию навыков письменной речи к УМК Challenges
Смотреть

_

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес